Конкуренция в банке

Важной особенностью конкурентной борьбы банков на рынке финансового капитала как между собой, так с другими видами финансовых институций, является увеличение доли неценовых методов. Здесь успеха добиваются те институты, которые расширяют перечень предлагаемых услуг, повышают их эффективность и качество, привлекают дополнительную клиентуру, то есть собственное усиление способствует ослаблению конкурентов.

Именно таким образом использовали универсализацию для захвата рынков и роста прибылей финансовые супермаркеты «Сити Корпорейшн» и «Секьюрити Пасифик».
Еще одной особенностью рынка финансового капитала, учитывая конкурентоспособность, является то, что кредитно-финансовое дело с каждым годом становится все более привлекательным для промышленных корпораций, торговых компаний и других нефинансовых институтов. Это привело к росту объема сделок с прямого (непосредственного) межкорпоративного кредитования.

В 1990-х гг. упомянутые нефинансовые институты приобщились к страховой деятельности, брокерским операциям наряду с тем, что скупают банки, инвестиционные компании и т.д. Перечисленные виды участия нефинансовых институтов в кредитно-финансовой сфере способствуют ее развитию, усложнению и наполнению новыми участниками. То есть являются тенденцией, которая уравновешивает определенным образом тенденции сокращения видов и количества финансовых институтов при универсализации.

Непосредственное внедрение на рынке финансового капитала ведущих нефинансовых институтов приводит к обострению конкуренции на нем и к укреплению и развитию базы финансового капитала.
Это развитие происходит в пользу элиты (ограниченного и выбранного количества) современных финансовых супермаркетов. Которые, независимо от своего происхождения, только по характеру деятельности являются заинтересованными в преодолении экономических (прежде всего конкурентных) и законодательных препятствий для распространения собственной межотраслевой и территориальной экспансии.

Кстати, именно их основные клиенты (в первую очередь, крупные промышленные корпорации и торговые компании) своим спросом на комплексное финансовое обслуживание хотят видеть своими контрагентами финансовые институты универсального типа.

Ослабление и преодоление законодательных ограничений относительно деятельности на рынке финансового капитала ускоряет обострение конкуренции. Каждый вид финансовых институтов отстаивает свои интересы при захвате определенного сектора отечественного (национального) рынка.

Внутри каждого вида сталкиваются интересы компаний данного профиля, а универсализация ведущих институтов устраняет границы между сферами их деятельности. В частности, в современных условиях экономическая политика государства способствует таким процессам касательно поглощения, вытеснения или хотя бы подчинения небольших компаний в контексте конкурентной борьбы между универсальными монопольными объединениями.

Одним из последствий либерализации (законодательной и регулятивной со стороны государства) стало усиление конкуренции за счет внедрения на рынке финансового капитала нефинансовых институтов, деятельность которых является показательной в последние годы. Так, корпорация «Дженерал Моторз» стала мощным оператором на рынке потребительского кредита, «Дженерал Электрик» - на рынке ипотечного кредита и т.п.

Современные изменения в банковском звене финансового капитала существенно увеличили долю мощных финансовых объединений с высоким уровнем диверсификации и универсализации деятельности на рынке. Подавляющее большинство из них расположено в США и включает в себя коммерческие и инвестиционные банки, инвестиционные и страховые компании, сберегательно-заемные общества, другие институты, которые стали их подразделениями. А также широкий перечень формально самостоятельных финансовых институтов различного профиля.
Сегодня финансовые супермаркеты контролируют огромные объемы денежного капитала и экономику в целом.