IDCEE 2014\2015

В столичном НСК «Олимпийский» в пятый раз прошел IDCEE 2014 — форум инвесторов, которые присматриваются к прогрессивным отечественным идеям. В этом году аллея стартапов собрала 140 проектов поколения, которое, не дожидаясь помощи от государства, предлагает обществу решение глобальных проблем с помощью собственных разработок. Опыт таких интернет-гигантов, как Google или Facebook, появившихся когда-то как идея, а впоследствии ставших наиболее влиятельными корпорациями в мире, продолжает подстегивать энтузиастов на создание платформ, а инвесторов—на их финансирование.
Принцип большинства решений основан на общественной коммуникации через созданную площадку, мобильное приложение или установленное ПО. Создатели из новой волны украинского общества предлагают среди прочего и собственное видение транспортных проблем и автомобильного движения.

Устав от неудобств общественного транспорта, средний украинец стремится обзавестись личным автомобилем. В то же время в развитых странах мало-помалу приходит пресыщение автомобильной цивилизацией. А борьба с такими недостатками, как пробки, отработанные газы, большое потребление топлива, наличие свободных паркомест, приводит к трансформации автомобильной реальности. В результате мир захватывают новые тренды: электрокары и беспилотные транспортные средства, концепция совместного пользования и краткосрочная аренда автомобилей. Многие из этих прогрессивных решений становятся доступными и для украинского потребителя.

Жизнь IDCEE — путешествие

Пару лет назад я встретил возле АЗС растерянного норвежского байкера, который просил помочь ему найти свою гостиницу. На его навигаторе, кроме нескольких дорог республиканского значения, ничего не оказалось — ведь карта Восточной Европы продается отдельным пакетом. Именно поэтому из всей путешествующей байкерской тусовки «дикая» европейская часть привлекла лишь одного мотоциклиста, который отважился на поездку без понимания инфраструктуры, сервиса, наличия и состояния дорог.

Планированию путешествий с целью избежать возможных неприятностей и сделать поездку максимально удобной и интересной были посвящены сервисы 2Event.com, fasttrip, world in the pocket. Они позволяют учесть опыт уже побывавших в этих местах и дают возможность общения, совместного времяпровождения с другими участниками. Сервисы позволяют планировать путешествия заранее, оставлять отзывы, находить людей для совместной аренды жилья, автомобилей, поиска интересных попутчиков.

Еще одной глобальной проблемой для путешествий по Восточной Европе на автомобиле является само качество дорожного полотна. Ведь в случае отсутствия дороги на карте ее все же можно найти, а вот в случае почти полного отсутствия дорожного покрытия приходится лишь бить «автопробегом по бездорожью и разгильдяйству».

Информация о проблемном дорожном покрытии весьма разрознена и противоречива, что и привело к созданию сервиса Dorogy.net. Разработка функционирует как интерактивная карта, основанная на отзывах пользователей. Дальнейшее развитие технологий позволило бы определять состояние дороги автоматически, посредством установленного датчика вибрации в телефоне. Сейчас в dorogy.net включены карты дорог восьми стран СНГ, но, как оказалось, проблемные участки есть также в Польше, Чехии, Румынии. Об этом сообщают участники общественных движений, имеющие влияние на законодательные органы своих стран. Есть надежда, что большое количество зарегистрированных пользователей позволит и украинцам оказывать влияние на печально известную организацию, отвечающую за дороги.

IDCEE - на работу играючи

Для тех, кто хотел бы из рутинного и однообразного перемещения на работу сделать путешествие или игру, предназначена украинская разработка arquest, которая поможет желающим разделить приключения с другими участниками квеста. Еще более широкий функционал ожидает присоединившихся к геолокационной разработке Hive. Разработчики позабавились, адаптировав к реальности телефонную игру packman — теперь змейка может состоять из людей или машин. Приложение порадует также стоящих в пробке: в арсенале полноценный чат с историей, обмен аудиовидеофайлами, возможность видеть других через авторизацию в соцсетях.

Авторы Hive планируют сделать софт постоянным спутником участника движения благодаря его максимально полезным свойствам. Приложение не только поможет в ведении статистики и предпочтений клиента, но и может быть использовано для расчета на кассе. Чем не решение для АЗС — особенно в час пик?

Особого внимания в Hive заслуживают разновидности ремайндеров — они могут быть привязаны к времени, месту или человеку. Это позволит получить список необходимых продуктов, приближаясь к магазину, или вспомнить, о чем стоит поговорить при встрече с нужным человеком, даже если это произошло незапланированно. Эта же функция сработает для актуализации коллективных скидок.

Общие расходы IDCEE 2015

Для тех, кто воспринимает поездку как идею перемещения из точки А в точку В, подойдет идея совместного пользования автомобилем. Сервис карпулинга (англ. саг — автомобиль, pool — объединение), или райдшеринга (англ. ride — поездка, share — делиться), по сути заключается в поиске попутчиков. Но родившись еще в 1942 году как идея экономии топлива, явление переросло в новую экономическую модель современности. Карпулинг позволяет не только экономить бензин и уменьшить вредные выбросы в атмосферу, но и облегчить нагрузку на транспортные артерии и освободить места на перегруженных городских парковках.

На конференции были представлены два проекта из этого движения. Представители крупнейшего из магистральных междугородних карпулингов — сервиса «Бла Бла Кар» — выступали в качестве спикеров. Свое видение динамического карпулинга для мегаполисов под названием Give me a Lift представили киевские стартаперы.

Магистральный карпулинг не подходит для использования в городе, так как подразумевает заблаговременное планирование поездки. Развитие геолокации и массовое распространение смартфонов сделали возможным реализацию в украинском проекте поиска в реальном времени: «зачекинился», и, если маршрут совпал, поездка организована. Пока что сервисом пользуются в Киеве, Полтаве и Днепропетровске. Однако проект оказался настолько интересным, что у отечественных карпулеров уже появились последователи в Беларуси и Индии.

Идея оказалась более социальной, нежели коммерческой, ведь, несмотря на высокие цены на топливо, порядка 30% водителей не берут денег с попутчиков, а везут их исключительно ради общения.
Оптимизировать работу общественного транспорта и снять многие насущные проблемы как управляющих, так и пассажиров предлагает разработка intrans. Создатели посредством переоборудования водительского светильника предлагают оптимизировать расписание транспорта под изменение пассажиропотоков. Встроенные датчики позволяют видеть зашедших/вышедших пассажиров и движение транспортного средства в реальном времени, а также отслеживать статистику. Это позволяет не только контролировать водителей, но и облегчить работу диспетчеров, экономить топливо и избавить от неудобств пассажиров.

От квеста к сервису IDCEE

В то время как одни сервисы создают квест, другие призваны избавить водителей от иллюзии его прохождения в ежедневных бытовых ситуациях. Снять напряжение при поиске свободного паркоместа предлагает проект tap4parking. Оцифровка беспорядочных парковочных пространств поможет в их организации и контроле. Сервис ориентируется на передовой опыт Европы, Израиля, США и использует несколько различных решений мониторинга свободных мест и оплаты. Пилотные разработки уже ведутся на коммунальных парковках Львова, Одессы и Киева.

Энтузиасты со всей страны предлагают новые интерпретации уже привычных вещей, горя желанием облегчить жизнь автомобильного пользователя. Так, агрегатор avto.pro поможет без своей комиссии найти необходимые запчасти у непосредственных продавцов. A finova предлагает желающим купить новый автомобиль, устроив своеобразный тендер среди продавцов. Помимо лучшего предложения на авто покупатель может получить подобные условия по кредиту и страховым услугам.

Меняя парадигму IDCEE

Под крышей «Олимпийского» собрались не только it-концепты, но и технологические разработки непосредственно для транспортных средств, опережающих свое время. Одни киевские аматоры показали на IDCEE свое видение одноколесного средства передвижения, другие — коптеры и беспилотники для съемок. Львовские разработчики похвастались опытным образцом карта на электроприводе. Пока он оборудован шестью литий-ионными АКБ, но впоследствии планируется установить накопители баночного типа. Аппарат способен развивать скорость до 100 км/ч, и по задумке авторов станет частью компьютерной стратегии — игры, в которой можно объединить виртуальный мир и настоящий карт.

В продолжение темы электропривода перед входом на конференцию собралась целая импровизированная выставка автомобилей, переоборудованных на электротягу. Один из представленных электромобилей, напоминающий олдскульный Citroen, и вовсе оказался кастомкаром, полностью собранным в киевском гараже. Создатели заявляют, что в результате перехода на электропитание стоимость преодоления 100 км пути уменьшается до 5-10 грн. На данном автомобиле применяется асинхронный электродвигатель украинского производства, не имеющий аналогов в мире. Но все же наиболее дорогими элементами системы являются батареи, которые занимают все пространство капота и багажника. И несмотря на свое китайское происхождение, источники питания отлично зарекомендовали себя в эксплуатации.

Не менее революционный взгляд на вещи приносит в человеческую жизнь распространение ЗО-печати. Определенная сложность заключается лишь в том, чтобы отправить 3D-модель изделия на печать — пока это под силу только специалисту. Решить эту проблему в один клик решили авторы kwamb.io, за что и были отмечены главным призом IDCEE-2014. Благодаря пластичности материала посредством ЗD-печати можно изготавливать изделия любой сложности. Детали, напечатанные на принтерах, уже применяются в ракето- и судостроении, в малой авиации, а несколько месяцев назад «сошел с принтера» целый автомобиль! Можно не сомневаться, что услуга окажется весьма полезной для создания редких и заказных запчастей.

Новая форма жизни

Согласно недавно проведенным исследованиям новое поколение все чаще сознательно отказывается от приобретения автомобилей. При этом растет влияние концепций совместного пользования и социальной ответственности. Этого не могли не заметить такие автогиганты, как Toyota, Mercedes, BMW, взявшиеся за каршеринг (краткосрочный прокат в рамках города) под своим именем. Что касается стартаперов, то кроме коммерческого успеха и возможности работать на себя их привлекает идея сделать мир лучше. Многих молодых энтузиастов не интересует заработок сам по себе, если это не приносит пользы людям. Примерами бескорыстной деятельности в транспортной сфере могут послужить дизайнеры-волонтеры, взявшиеся за обличив киевского метрополитена, или создатели расписания скоростного транспорта столицы citytransport.com.ua (они же авторы Give me a lift). В их планах также упорядочить велодвижение столицы.
Общаясь с предпринимателями новой формации, которые не ждут помощи от государства для изменения общества, и сам невольно проникаешься духом авантюризма. Для них кумирами являются бизнесмены Кремниевой Долины, которые живут идеями, а не деньгами и, несмотря на свои огромные состояния, все чаще предпочитают автомобили эконом-класса или вообще пересаживаются на велосипеды. Подобные тенденции наблюдаются во многих крупных мировых мегаполисах, где машина перестает быть удобством из-за того, что она вредна, дорога и габаритна. Это заставляет людей пересматривать свое отношение и воспринимать авто исключительно с практичной стороны или находить ему альтернативу.